Только «симфония», гармоничная, напряженная и мощная, слаженная работа всего школьного коллектива ведет ученика к успеху.

Педагогический ансамбль: сообщество школы – как ансамбль, который исполняет педагогическую симфонию. Авторскую программу следует рассматривать как партитуру симфонии гуманной педагогики. Хотя каждый член ансамбля имеет свою исполнительскую часть в симфонии, но все они зависимы друг от друга и от партитуры: должна быть исполнена симфония, а ее творят все члены оркестра согласованно и совместными усилиями, под руководством дирижера. Педагогический ансамбль представляет собой весьма высокую организацию коллектива. Он решает две проблемы.

Первая заключается в творении духа школы. Так как педагогическая симфония звучит постоянно, без перемен, то в образовательном пространстве постепенно зарождается особый дух, который есть синтез взаимной любви и уважения, духовной общности, радости школьной жизни и радости познания, веры в свои возможности, чувства защищенности и взаимопомощи, роскоши общения и утверждения своей личности, чувства свободного выбора и ответственности. Дух школы есть источник мотивов школьной жизни.

Вторая проблема связана с тем, что все движутся к единой конкретной цели. Цель во всех и во всем. То она видима, о ней говорят, ее напоминают, с нею сверяют педагогические действия. Но, как правило, цель растворяется во всем образовательном процессе – о ней не говорят, ее не видно, но ею пронизано все. В педагогическом ансамбле каждый его участник знает, согласно авторской программе, к чему он направляет свои творческие усилия. Чувствует свою роль и ответственность за качество творимого ансамблем образовательного процесса. Таким образом, педагогический ансамбль, исполняя целенаправленную образовательную программу, творит симфонический педагогический процесс, находясь в котором ученик чувствует гармонию. А так как стремление к красоте и гармонии есть свойство его естественной природы, то ему хочется быть и жить в этой духовной атмосфере. Возникают возможности сотрудничества и духовного единения между учителями и учениками.

Нормами жизни педагогического ансамбля являются:

доброжелательность, искренность, творчество, взаимность и взаимопомощь, устремленность, творящее терпение, преданность. 

Педагогический ансамбль не допускает в своей среде:

раздражение, недоброжелательность, зависть, грубость, крики, оскорбление, унижение, сквернословие, праздность.