ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА

Какая бывает педагогика?


Все основные методы обучения и воспитания можно отнести к одному из двух крупных направлений педагогики: авторитарная и гуманная. Авторитарная (повелительная, приказная) педагогика основывается на принципах принуждения, передачи знаний в большом объёме. Нередко при таком подходе не учитываются личность ребёнка, его природа, способности и устремления.

Хотим ли мы, чтобы дети становились компьютерами для хранения гигабайт информации? «Школа 360», следуя принципам гуманной педагогики, провозглашает своей главной ценностью личность ребёнка — будущего успешного взрослого. Мы верим, что дети с детства увлечены познанием мира и хотят проявлять самостоятельность, взрослеть и развиваться с помощью заинтересованных педагогов, любящих своё дело.

Как появилась гуманная педагогика?


Выбирая путь гуманной педагогики, «Школа 360» следует за классиками научной мысли. Разработчиком оригинальной концепции гуманной педагогики является Шалва Александрович Амонашвили, советский и российский педагог и психолог, профессор, доктор психологических наук, академик Российской Академии наук.

Одна из ключевых его установок — принятие любого ученика таким, каков он есть. Учёный говорит: «Мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». Что даёт гуманная педагогика ребёнку?

Принимая гуманную педагогику как основу для работы с детьми, учителя «Школы 360» осознают, что важно:
  • уважать личность ребёнка;
  • верить в безграничность ребёнка, в его особое, возможно ещё неизвестное взрослым предназначение;
  • проявлять по отношению к ребёнку доброту, искренность, преданность; - стимулировать активность и самостоятельность детей;
  • формировать у детей способности к оценке и самооценке при отказе от традиционной отметочной системы.
«Школа 360» не готовит ребёнка к будущей жизни, а признает детство важнейшим жизненным этапом, в котором ребёнок уже существует. Наши педагоги понимают, что каждому ребёнку по его природе свойственны многие стремления (стремление к развитию, к взросления, к свободе) и готовы способствовать их проявлению в образовательном процессе.


Гуманная педагогика основана на принципах классической педагогики, яркими представителями которой являются: Корчак, Сухомлинский, Макаренко, Песталоцци, Ушинский, Каменский, Выгодский, Вернадский)

 

Дети не любят делать то, что их заставляют или где их оценивают. Так же и со знаниями. Добиться настоящих знаний можно только заинтересовав ребенка.


Особенности гуманного образовательного процесса 

Образовательный процесс есть стержень жизни учеников. Творцом его является каждый учитель и педагогический ансамбль в целом. К нему предъявляются нормы, соблюдение которых делает его гуманным. Они складываются в следующем содержании.

1. Образовательный процесс охватывает ученика полностью, со всей его природой, принимает его таким, какой он есть, и творит в нем благородного и великодушного человека, знающего, развитого и свободного.

2. Образовательный процесс дарит ученику жизнь более возвышенную, одухотворенную, увлекательную и целенаправленную, чем есть его спонтанная жизнь.

3. В образовательном процессе ученики в сотрудничестве с учителем открывают знания и присваивают их.

4. Образовательный процесс обеспечивает продвижение каждого ученика в познании, ведет его от успеха к успеху, от трудности к трудностям, вселяет в каждом радость познания и веру в свои силы и способности.

5. В образовательном процессе ученики постоянно переживают мотивационные импульсы: интерес, увлеченность, творчество, а также нужность, необходимость, важность того, что им предлагается.

6. В образовательном процессе учеников сопровождает комфорт переживания страстей к развитию, взрослению и свободе.

7. Образовательный процесс взращивает, углубляет и укрепляет духовную общность, единение между учениками и учителем.

8. Образовательный процесс пропитан духовностью, утонченной нравственностью, любовью.

9. В образовательном процессе все методы и способы имеют форму открытого и скрытого диалога (открытый – когда с учениками обсуждается какой либо вопрос, ведется совместное решение какой либо загадки и задачи; скрытый – когда ученики следят за размышлениями, объяснениями учителя, соразмышляют вместе с ним).

В Манифесте педагогики сотрудничества сказано: - Обычно учителя гордятся своими сильными учениками;

мы же гордимся слабыми, которых сделали сильными. - Обычно учителя с предметом идут к ученикам, мы же с учениками идем к предмету. Эти положения тоже являются качествами гуманного образовательного процесса.